6 апреля 2015, 14:00, Лера Смитова

Дрейфуем на арктических льдах

В Арктике стартует российская дрейфующая станция. В этом году запуск такого дорогостоящего проекта был осложнен экономическими трудностями, однако укрепление позиций России в Северном регионе оказалось в приоритете. 

 

Дрейфуем на арктических льдах

Дрейфующая станция – это, по сути, научный городок на льдине. Благодаря таким передвижным "наукоградам" можно вести замеры и исследования там, где нет суши, например в центральной части Северного Ледовитого океана. Идея создания подобных станций появилась еще в конце XIX века, однако активно осуществлять ее начали при советской власти, с 1937 года. С тех пор и до 1991 года в Арктике работали две, а то и три дрейфующие станции. В 1991 году начался многолетний перерыв. Работа возобновилась в 2003 году.

В 2013 году началась эвакуация полярников со станции СП-40: льдина, на которой находилась станция, начала разрушаться из-за глобального потепления. Тогда ледокол "Ямал" доставил ученых в Мурманск.
Однако сейчас, после двухлетнего перерыва, в Российской Арктике стартовала новая дрейфующая станция "Северный полюс-2015".

"27 марта была найдена льдина для организации этой дрейфующей станции. Сейчас происходит разворачивание (на ней) базового лагеря, туда уже поставлено первое оборудование. Официальная дата открытия станции – 18 апреля", – рассказал журналистам министр экологии и природных ресурсов РФ Сергей Донской.

В конце марта авиация доставила на льдину более 50 тонн оборудования, топлива, генератор, продукты питания, трактор и 15 членов экспедиции. Люди (так же, как и грузы) попадают на льдину, грубо говоря, "парашютным способом": то есть "высаживаются" из самолета на высоте 1700 метров.

Грузы выпадают из самолета на высоте 300 метров – для того чтобы они сами выпали, специально поднимают нос самолета. Как пояснил представитель управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по ВВС полковник Игорь Климов, опыт подобных операций есть только у России.
Станция будет работать в течение 2,5–3 месяцев. Все это время там будут находиться 20 человек, которые проведут на льдине научные исследования и экологические работы.

Санкции на запуск не повлияли. По словам министра, для подготовки и установки дрейфующей станции используются только оте­чественные технологии. Однако экономический кризис все-таки заставил изменить финансирование экспедиции: ее бюджет в конечном итоге составил 205 миллионов рублей вместо изначально запланированных 225 миллионов. При этом, как поясняет Донской, финансирование не повлияет на объем работы, которую проведут ученые.

В общей сложности Минприроды потратит 2,2 млрд рублей на дрейфующую станцию. Решиться на такой дорогостоящий проект заставило множество факторов – например, растущая напряженность в Северном регионе и пристальное внимание стран НАТО к Арктике. Очевидно, что дрейфующая станция нужна как с научной, так и с геополитической точки зрения.
"Работа таких станций, как СП-2015, необходима для укрепления позиций России в Арктике, поэтому государство поддерживало и будет поддерживать такие проекты", – заявил министр на пресс-конференции.

Действительно, в последнее время Россия последовательно усиливает свое влияние в Северном регионе – запуск дрейфующих станций лишь часть этой стратегии. На днях МЧС объявило о планах по открытию спасательных пунктов в Мурманске, Надыме и Воркуте в 2015 году. Пункты будут высокомобильными, что крайне важно в суровом северном климате, – их оснастят авиационными средствами, вездеходами, самым современным аварийно-спасательным и пожарным оборудованием, а также плавсредствами.

Кроме того, в начале этого месяца группа российских десантников проведет проверку состояния льдин "для определения районов возможного десантирования тяжелых грузов", как говорится в сообщении Минобороны. Они планируют высадиться на наиболее подходящие из них, а также облетят побережье Земли Франца-Иосифа, акваторию Баренцева моря и центральную часть Северного Ледовитого океана.

Конечно же, самым известным событием стали внезапные учения в Арктике с 16 по 21 марта, в которых было задействовано более шести тысяч единиц бронетанковой и автомобильной техники, свыше 50 боевых кораблей и судов обеспечения, атомных и дизель-электрических подводных лодок, более 100 самолетов и вертолетов.

Кроме того, помимо экономического, особое геополитическое значение имеет добыча нефти из месторождения Приразломное, которую ведет "Газпром".
Все это укрепляет присутствие России в Арктике, что особенно важно в намечающейся гонке за арктические углеводороды и Северный морской путь.


Политика Третья мировая война - санкционная? Третья мировая война - санкционная?

Власти США, Канады, Великобритании, Германии, Франции и Италии готовы ввести новые санкции против России. Теперь в связи с поддержкой нашей страной президента Сирии Башара Асада. Чем можем ответить мы?

В мире Вацке защищает Тухеля Вацке защищает Тухеля

Финансовый директор дортмундской "Боруссии" Ханс-Йоахим Вацке защитил тренера Дортмунда Томаса Тухеля от критики, поступившей в адрес главного тренера после поражения от франкфуртского "Айнтрахта" (1:2)


Общество Коррупция: право на покаяние Коррупция: право на покаяние

Борьба с коррупцией ведется в России давно, упорно, но безуспешно. Даже президент страны, говоря о противодействии коррупции, признает, что меры, предпринимаемые властями, не дают большого эффекта.

Культура "Хождение по мукам" НТВ "Хождение по мукам" НТВ

При поддержке Министерства культуры РФ на НТВ занялись экранизацией произведения Алексея Толстого "Хождение по мукам"

Спорт Вацке защищает Тухеля Вацке защищает Тухеля

Финансовый директор дортмундской "Боруссии" Ханс-Йоахим Вацке защитил тренера Дортмунда Томаса Тухеля от критики, поступившей в адрес главного тренера после поражения от франкфуртского "Айнтрахта" (1:2)