6 апреля 2015, 14:04, В. ЛИТОВ

Причины экономического кризиса в России

 "Системный подход", "комплексное решение проблемы", "реализм" и "прагматизм". Эти и подобные им слова и фразы каждый день и по многу раз произносят руководители нынешнего российского правительства. У меня, как представителя старшего поколения, складывается впечатление, что отсутствие системного подхода как раз и является одной из причин экономического кризиса в стране.

Причины экономического кризиса в России

Я помню советский период, когда к решению проблем действительно подходили "комплексно", "системно" и "прагматично". Конечно, были серьезные вопросы к экономической политике СССР, но остается неоспоримым фактом то, что за годы так называемого "брежневского застоя" было построено, причем без привлечения иностранных инвестиций, более трех тысяч крупных современных предприятий, многие из которых ничуть не уступали своим зарубежным аналогам. По производственному и научно-техническому потенциалу Советский Союз был второй державой мира. А это было еще не самое лучшее с точки зрения развития промышленного производства время советского периода. Сегодня же все ограничивается обещаниями и словами, оторванными от реальных дел.

Вот заместитель Председателя российского правительства О. Голодец заявляет на расширенной коллегии Министерства труда о том, что в прошлом, 2014 году реальный уровень оплаты труда увеличился на 1,2%. Цифра в пределах статистической погрешности, большинство экспертов и ее считают завышенной. Но, тем не менее, зампремьера Правительства дает руководящую установку: "Нам надо удержать реальную зарплату, мы здесь будем работать и с министерством, и с нашими коллегами, социальными партнерами, работодателями". Однако на этой же коллегии Министр труда и социальной защиты М. Топилин сообщает, что реальная зарплата за январь-февраль текущего, то есть 2015 года, снизилась на 9%. Это крайне тревожный показатель, близкий к обвальному. То есть, указание "сверху" явно не выполняется. Похоже, О. Голодец об этом либо не знала, либо решила просто игнорировать то, что подрывает начальственную уверенность в правильности избранного пути. Ни в том, ни в другом случае говорить о "системном подходе" даже в рамках единого социального блока Правительства не приходится. Вице-премьер начинает за здравие, а нижестоящий министр, призванный исполнять правительственные указания, тут же, следом, тянет за упокой…

Подобную же "системность" и "комплексность", когда одни оценки тут же опровергаются другими, демонстрируют и в финансово-экономическом блоке правительства. "Сейчас ситуация в экономике складывается неплохо. У нас сейчас ситуация развивается чуть лучше, чем мы думали в конце 2014 года…". Это слова Первого заместителя Председателя российского Правительства И. Шувалова. "Наметились существенные признаки стабилизации…, что касается и инфляции, которая перестала расти…", "…пик инфляции практически прошли". Это оценка Министра экономического развития и торговли  А. Улюкаева. Однако ровно через два дня после этих оптимистических высказываний появляются официальные прогнозы того же Министерства экономического развития и торговли. Они отменяют появившиеся ранее его же оптимистические оценки роста экономики и предполагают падение ВВП в нынешнем году, сокращение  инвестиций в основной капитал, уменьшение заработной платы и объема розничной торговли. Прогноз по оттоку капитала повышен с $50 млрд. до $90 млрд. Цифра, мягко говоря, удручающая. Она не оставляет и следа от только что выраженного оптимизма руководителей высокого ранга. Не знаешь, чему и верить - тому, что они говорят сегодня, или фактическому опровержению их слов, которое на том же официальном уровне последует завтра.

И это не придирки к оговоркам или неточным высказываниям, которые могут быть у любого. Это типичный стиль работы нынешних руководителей правительства. Плывут по течению, живут сегодняшним днем, заглянуть в завтрашний, не говоря уже о перспективе, или не хотят или не могут. Хватаются за любой проблеск мнимого улучшения, даже когда знают, что он вызван только колебаниями текущей конъюнктуры. Где-то такой подход можно понять: действительно, надо не нагнетать, а, наоборот, смягчать возникающую в обществе напряженность, неизбежную в условиях неустойчивой ситуации. Однако попытки успокоить людей наигранным оптимизмом лишь усиливают их опасения и неуверенность в завтрашнем дне.

Можно ли всерьез воспринимать посулы и обещания тех, кто завел страну в кризисный тупик? Тех приверженцев либерального экономического курса, которые по-прежнему занимают ключевые посты в правительстве? И которые, несмотря на все эти провалы, продолжают работать на тех же должностях. Кто, например, рулит сегодня важнейшим для страны инновационным направлением? Тот самый непотопляемый и незаменимый Чубайс. И таких "неприкасаемых", бесконечно перемещаемых по одному тому же номенклатурному кругу, в высших управленческих сферах немало. По части такой "неприкасаемости" превзошли даже худшие времена брежневского застоя, хотя тогда высокие посты занимали пускай посредственные, но все-таки знавшие свое дело руководители…

Можно возразить, что у Правительства есть не только тактика, но и стратегия, которая выражена в долгосрочных программах, планах и проектах развития страны. Но что они собой представляют, убедительно показал 13 февраля с. г. на встрече с экономическими экспертами Президент В. Путин, подчеркнув несостоятельность так называемого "антикризисного "плана", разработанного Правительством. Содержание плана, по его словам, это: "….диверсификация экономики, создание условий для опережающих темпов развития, создание благоприятного климата, улучшение управления, причём на всех уровнях власти, начиная с самого высокого до муниципального, стабилизация в валютной сфере и соблюдение, разумеется, макроэкономических показателей". "Это понятно...- продолжал Президент - и об этом "говорится постоянно", но "... только неясно, что конкретно нужно сделать в данный момент времени для того, чтобы всё это было реализовано". Иными словами, налицо стандартный набор благих пожеланий и банальных рекомендаций, невыполнимых именно в силу отсутствия плана конкретных действий. Для "галочки" принят чисто показушный план без реального механизма его реализации и контроля, без четко определенных сроков с поэтапным выделением средств соответствующим исполнительским структурам и, наконец, без конкретных лиц, персонально ответственных за их выполнение. И подобное, отметил Президент, "часто бывает", многие планы составляются в таком же духе.

Результат очевиден. Уже многие годы колеса огромной машины государственного управления прокручиваются почти вхолостую, реального продвижения страны вперед практически нет. Сколько же это может продолжаться?


Политика Чем нам важен князь Додон? Чем нам важен князь Додон?

Президент Молдавии Игорь Додон может стать для России очередным политическим разочарованием

В мире Вацке защищает Тухеля Вацке защищает Тухеля

Финансовый директор дортмундской "Боруссии" Ханс-Йоахим Вацке защитил тренера Дортмунда Томаса Тухеля от критики, поступившей в адрес главного тренера после поражения от франкфуртского "Айнтрахта" (1:2)


Культура О, да! "Даме" в "Современнике" О, да! "Даме" в "Современнике"

Новый спектакль "Дама" театра "Современник" поражает с первых минут и не позволяет отвлечься ни на мгновение

Спорт Вацке защищает Тухеля Вацке защищает Тухеля

Финансовый директор дортмундской "Боруссии" Ханс-Йоахим Вацке защитил тренера Дортмунда Томаса Тухеля от критики, поступившей в адрес главного тренера после поражения от франкфуртского "Айнтрахта" (1:2)