10 апреля 2015, 11:13, Михаил Морозов

Особенности рыбалки в Охотском море

Крушение большого автономного траулера "Дальний Восток", который затонул в акватории Охотского моря в 300 километрах от Магадана, стало одним из главных событий прошедшей недели. Из 132 человек, находившихся на борту судна, 119 подняты из воды: 63 – живыми, хотя и обмороженными, и 56 тел погибших рыбаков. Остается неизвестной судьба 13 членов команды. Спасательная операция продолжается, хотя задействованы уже не такие большие силы, как раньше, – тысячи спасателей и моряков. Но шансы спасти еще кого-то невелики. Обследованы уже десятки тысяч километров акватории Охотского моря и никаких признаков жизни или следов погибших на поверхности не обнаружено.

Особенности рыбалки в Охотском море

Трагедия вновь ставит извечные вопросы о том, кто виноват и что делать? С одной стороны, морская профессия изначально предполагает повышенный риск. С другой – гибель такого количества членов экипажа и судна такого класса – событие неординарное. "Дальний Восток" – не утлое суденышко, которое может так легко да еще за полчаса затонуть во внутреннем море. Это крупный траулер водоизмещением около 6 тыс. тонн и длиной 100 метров, приспособленный к автономной работе в особо сложных условиях, даже во льдах. Можно сказать, целый плавучий завод по ловле и консервации рыбы. Не случайно же из 100 аналогичных судов, которые были построены еще в советское время, ни один не потерпел крушение.

Следственный комитет со своей стороны уже занимается этой трагедией. Основная причина крушения, которую называют официальные лица, – нарушение правил безопасности мореплавания. Ее озвучил в том числе врио губернатора Сахалинской области Олег Кожемяко, который обвинил капитана в халатности. По словам Кожемяко, в нижних танках (емкостях для топлива) траулера находился минимальный запас топлива – 57 тонн, а для остойчивости судна должно быть 250 тонн. Это якобы привело "к потере остойчивости, она стала отрицательной". При подъеме трала с рыбой (весом порядка 80 тонн) при повороте произошел крен, "зачерпнули иллюминаторами, которые, как правило, открытые по бортам". Судно начало крениться и набирать воду. "Я думаю, что трагедия стала необратимой в течение 30–40 минут. Те, кто успел надеть спасательные костюмы, жилеты, спаслись, а кто находился в машинных отделениях, ка­ютах, были обречены. Эта трагедия – хороший урок для капитанов", – сказал Кожемяко. Он опроверг другие версии трагедии – столкновение со льдом или с подводной лодкой. "Охотское море – это внутреннее море – там не может быть подводных лодок, и там постоянно работают рыбаки. Столкновения проходили бы часто. Траулер "Дальний Восток" – это судно ледового класса, при столкновении со льдом могли возникнуть деформации, трещины, но не такие последствия, какие произошли", – заявил врио губернатора.

В то же время в СМИ просочились свидетельства спасенных членов экипажа, которые утверждают, что судно получило пробоину, через которую за борт хлынула вода. В Интернете немало комментариев военных моряков, которые утверждают, что в этом районе раньше постоянно курсировали иностранные подводные лодки. Объявление Охотского моря внутренним морем, конечно же, изменило его юридический статус, но не снизило интереса к его водам со стороны наших "партнеров". На невеселые размышления наводит и циркулирующая в Сети информация о проблемах, которые возникли в высоких широтах у некоей британской субмарины, которая срочно пошла в док на ремонт. Аналогии с подводной лодкой "Курск", которая, как известно, "утонула", напрашиваются сами собой. Опять же море – среда повышенной опасности, но не настолько же, чтобы такие большие суда тонули по простому стечению обстоятельств и халатности.

Однако все это лишь домыслы, которые вряд ли найдут свое подтверждение. Тем более что затонувшее судно находится на глубине 200 метров. Поднимать его экономически не выгодно, и вряд ли кто-то будет это делать. В обычном водолазном снаряжении туда не опуститься. Так что, если тайна и есть, она погребена под пучиной морской.

Сейчас спасенные рыбаки подлечатся в больницах, потом с ними поработают следователи, которые наверняка подтвердят первоначальную версию причин гибели судна. Какой-то свет на обстоятельства трагедии прольет гендиректор
судоходной компании, которой принадлежал "Дальний Восток". Если, конечно, его удастся обнаружить и допросить. Родственники погибших получат свои миллионы рублей, которые вряд ли заменят им ушедших родных. Вокруг все поплачут и забудут. Крушение уйдет в историю.

Однако уже сейчас встает множество жизненных вопросов, которые касаются ситуации рыболовной отрасли в целом и не решаются уже многие годы, даже десятилетия: браконьерский лов, сбыт рыбопродукции за рубеж в обход таможни, всевозможные нарушения правил ловли, безопасности, мореходства, найма экипажей. Врио губернатора Кожемяко призывает разобраться с экономической составляющей этой трагедии: кому принадлежало судно, почему оно не было застраховано, почему на судне было так много иностранцев и так далее. Вопросов много, и они хорошо известны. Но кто мешал разбираться с ними раньше? Бывший губернатор Сахалина Хорошавин?

Самое печальное, что сейчас опять выясняется, как отрасль была полукриминальной в 90-е годы, так она и не может до сих пор выйти из этого состояния. Хотя за это время в Приморье, на Сахалине и в Росрыболовстве сменился не один начальник. И это мало что меняет.

Будучи богатой морскими ресурсами, Россия может, конечно, не делать трагедию из отсутствия изобилия морепродуктов на прилавках, но регулярно оплакивать десятки жертв рыбалки мы уже, мне кажется, не готовы. Так что радикальные выводы надо делать, и делать немедленно.

В Охотском море идет спасательная операция

Политика Чем нам важен князь Додон? Чем нам важен князь Додон?

Президент Молдавии Игорь Додон может стать для России очередным политическим разочарованием

В мире Вацке защищает Тухеля Вацке защищает Тухеля

Финансовый директор дортмундской "Боруссии" Ханс-Йоахим Вацке защитил тренера Дортмунда Томаса Тухеля от критики, поступившей в адрес главного тренера после поражения от франкфуртского "Айнтрахта" (1:2)


Культура О, да! "Даме" в "Современнике" О, да! "Даме" в "Современнике"

Новый спектакль "Дама" театра "Современник" поражает с первых минут и не позволяет отвлечься ни на мгновение

Спорт Вацке защищает Тухеля Вацке защищает Тухеля

Финансовый директор дортмундской "Боруссии" Ханс-Йоахим Вацке защитил тренера Дортмунда Томаса Тухеля от критики, поступившей в адрес главного тренера после поражения от франкфуртского "Айнтрахта" (1:2)