12 апреля 2015, 03:25, Андрей Галицкий, Михаил Садчиков

Театральный Петербург экспериментирует

Студентов-театралов и недавних выпускников из Москвы и Питера объединила в одном спектакле известная российская писательница и сценарист Виктория Токарева. Несколько раз они съезжались, чтобы играть "Рараку" на новой питерской экспериментальной площадке "Имажинариум".

Театральный Петербург экспериментирует Автор фото: Андрей Галицкий

 На днях было дано последнее представление, и теперь спектакль отправляется на международный конкурс театрального искусства "Magic Stage" третьего Российско-Европейского творческого сезона "Россия - Европа молодая 2014-2015".

Учебная в прошлом работа по небольшому рассказу про несчастную любовь девушки к преподавателю музыкальной школы обрела новую жизнь, потому что молодые актеры никак не хотели расставаться со своими героями — бывает же такое вживание в образы.
Все они окончили актерскую мастерскую заслуженного артиста России Леонида Мозгового и кандидата искусствоведения Людмилы Мартыновой. Часть ребят продолжили учебу в других вузах, уже по профилю режиссуры — кто в Петербурге, кто в Москве. Но для творческих людей нынче расстояния не помеха. И вот в один прекрасный день они поняли, что за годы учебы в мастерской образовалась команда, и студенческие в прошлом работы вполне могут продолжать жить на сцене.

В "Имажинариуме" идею подхватили, и, наверное, не могло быть иначе, поскольку этот центр занимается поддержкой интересных проектов. А сама мастерская Мартыновой-Мозгового и руководимый Людмилой Николаевной Санкт-Петербургский "Классический театр", несмотря на столь строгое название, пользуется славой новаторов. Постановки Людмилы Мартыновой идут на самых необычных площадках.

Например, "Смешной" по рассказу Федора Михайловича Достоевского "Сон смешного человека" с Л.Мозговым в главной роли — в мансарде на Петроградской стороне, куда помещается всего 20 зрителей. "Среди миров...", так же по Достоевскому, идет... в подъезде жилого дома. Сейчас Людмила Мартынова вынашивает планы поставить спектакль в водонапорной башне, а ученик мастеров Максим Карнаухов занимается постановкой в самом настоящем в петербургском трамвае...

Основная задача подобных экспериментов - максимально приблизить действие к зрителю, активизировать его участие в предлагаемых событиях, а не оставаться пассивным наблюдателем.

Как рассказала "Трибуне" Елизавета Корнеева, ныне студентка ГИТИСа по режиссуре музыкального театра, "мысль восстановить "Рараку" повисла сразу после выпуска из мастерской, ведь говорят, что произведение выбирает нас. Спектакль был восстановлен при большом участии Людмилы Мартыновой. Она всячески нас поддержала. Роль Киры, которая из обычной девушки становится известным музыкантом, мне очень близка. Может быть, это в какой-то степени предопределило мой дальнейший путь. Именно тогда у меня зародилось первое желание заняться музыкальным театром. Я понимала, что без музыки, как и Кира, жить не смогу и не имею права". 

Рарака - небольшой морской светлячок, благодаря которому можно понять – куда плыть, чтобы выплыть. Смысл произведения в том, что у каждого человека есть своя "рарака", к которой предначертано доплыть. У двух подружек, учащихся музыкальной школы, разные "рараки": Лариска обожает преподавателя Игнатия Петровича и мечтает о замужестве, Кира обожает Баха и мечтает только о музыке.

"У Баха был двадцать один ребенок: семь от первой жены, четырнадцать от второй, — рассуждает она, — эти дети, должно быть, шуршали за стеной, как мухи в кулаке. А Бах уходил в свою комнату, снимал парик и баловался на клавесине".

Каждому свое счастье. И каждый к нему стремится по-разному. Точно так же разные театры находят разные формы воплощения своих идей. Самое главное при этом, чтобы не исчезало содержание. А это уже зависит от "рараки" - сетлячка-маячка в искусстве, предметом изображения которого был и остается человек. Есть человек - есть искусство. Тогда новаторская форма, действительно, способна увлечь новыми ранее.


Политика Чем нам важен князь Додон? Чем нам важен князь Додон?

Президент Молдавии Игорь Додон может стать для России очередным политическим разочарованием

В мире Вацке защищает Тухеля Вацке защищает Тухеля

Финансовый директор дортмундской "Боруссии" Ханс-Йоахим Вацке защитил тренера Дортмунда Томаса Тухеля от критики, поступившей в адрес главного тренера после поражения от франкфуртского "Айнтрахта" (1:2)


Культура О, да! "Даме" в "Современнике" О, да! "Даме" в "Современнике"

Новый спектакль "Дама" театра "Современник" поражает с первых минут и не позволяет отвлечься ни на мгновение

Спорт Вацке защищает Тухеля Вацке защищает Тухеля

Финансовый директор дортмундской "Боруссии" Ханс-Йоахим Вацке защитил тренера Дортмунда Томаса Тухеля от критики, поступившей в адрес главного тренера после поражения от франкфуртского "Айнтрахта" (1:2)